Вы упомянули про краски. В одном из своих выступлений вы говорили, что в фандрайзинговых текстах иногда сгущаете краски, чтобы вызвать больше эмоций у читателя.
Скажем, смещаем акценты. Но не во всех материалах. Тексты мы скорее делим на фандрайзинги и не фандрайзинги.
Что это значит?
Это значит, что в них есть прямой призыв. Основная задача фандрайзингового текста – собрать деньги в пользу какой-то благотворительной организации. И описывая историю героя, подопечного такой организации, важно фокусироваться на основной теме, не расползаться по всем ветвям. Когда мы говорим про сгущение красок, это не значит, что про человека без руки мы придумаем, что у него нет еще и ног. Просто надо сконцентрировать весь тот кошмар, в котором он живет. Иногда бывают такие драматичные истории, что приходится, наоборот, их смягчать, чтобы не вызвать ужас.
Жизнь разнообразна, как только выезжаешь за пределы МКАДа, происходит много всего такого, что из Москвы даже трудно представить. Так как наша задача все-таки собрать фандрайзинговым текстом деньги на какой-то проект, иногда, бывает, что приходится опускать какие-то детали. Не врать, не выдумывать. Я человек старой школы, мне сложно выдумывать. Но иногда можно что-то опустить. Например, самая типичная: многодетная мама в тяжелой жизненной ситуации. Мы знаем, что многие читатели больше трех детей уже не выносят. Не иметь детей плохо, но если у тебя их много, то вместо помощи все комментарии — «зачем рожала». Детей в истории не спрячешь, но если эта мама еще какого-то себе зависимого мужчину завела, то про это иногда просто умалчиваем.
А чаще приходится смягчать или сгущать краски?
Сложно сказать, в каждой истории есть что-то такое … «Сгущать» – это, скорее, фокус наводить на то, что есть. Что касается «смягчать»… Хоть и говорится, что в мировой литературе сюжетов всего несколько, на самом деле все в деталях. Один из моих текстов был про девочку и программу наставничества для детей в детских домах. Девочка из семьи с очень трагической историей. Их историю показали в одном ток-шоу, после этого папа повесился, оставив семерых детей одних – мама у них погибла до этого. Нас просили не писать про какие-то детали, чтобы сохранить анонимность ребенка. Получается, мы смягчали краски.
Как реагируют читатели, если, например, они уже заведомо знакомы с сюжетом и чувствуют, что то, как вы преподносите историю, отличается от того, что они видели до этого на экранах? Не чувствуют ли они, что их, может быть, обманывают?
Наша аудитория, в основном, все-таки люди из другого социального среза нежели герои, поэтому очень часто, к сожалению, читатели считают, что мы все выдумываем. Считают, что мы не приукрашиваем, а наоборот — пишут, что такого не бывает: «Не бывает таких домов, не бывает таких печек, зачем вы придумали, что люди живут зимой без туалета, на 7 тысяч рублей в месяц».
Я понимаю, когда в подобное не верят. До того, как я сама своими глазами не увидела и не побывала во многих домах, в которых живут наши с вами соотечественники, мне тоже было трудно поверить, что такое в двадцать первом веке до сих пор существует.
Что вы предпринимаете, чтобы убедить читателя в том, что то, о чем вы пишете, не выдумка? Как вообще надо отвечать на подобные комментарии?
У нас есть SММ-отдел, но я к своим текстам всегда сама читаю комментарии. Если могу ответить содержательно, отвечаю. Иногда, действительно, бывает, что какие-то детали опускаются. Не из-за того, что ты хотел что-то скрыть, а из-за того, что текст не может быть бесконечным. Бывают истории, по которым можно «Войну и мир» написать, а ты все-таки ограничен форматом. Тебе нужно, чтобы читатель просмотрел материал до конца. Тогда я просто отвечаю, объясняю.
Бывают иногда такие комментарии: «А почему у нее такая пенсия?», «А почему вот пособия такие-то?». И ты приходишь, говоришь: «Нет, ребята. Это у вас в Москве пособие 18 тысяч рублей. А если вы из Москвы выедете, то там пособие 8 тысяч рублей». Или еще: «Не бывает зарплаты в 12 тысяч». Бывает! Мы тоже хотели бы, чтобы не было, но посмотрите, какая средняя зарплата по региону, где живут герои. Если я могу отвечать содержательно, я всегда отвечаю. Самое главное, на мой взгляд, не ругаться с читателем, даже если он провоцирует на скандал.