Как (и зачем) вовлекать граждан в решение социальных проблем?

Представляем и осмысляем в контексте актуальных научных дискуссий первые результаты исследования мотивации и форматов участия граждан в социальных инициативах местных СМИ.
Не информируем, а…?

В мае на журфаке МГУ имени М.В. Ломоносова прошли защиты выпускных квалификационных работ. Вновь разгорелась дискуссия о функциях журналистской деятельности. Несколько выступлений выпускников бакалавриата вызвали недоумение одного из уважаемых членов экзаменационной комиссии. В дипломах исследовался опыт журналистики, направленной на поиск и продвижение решений актуальных социальных проблем. «Наше дело информировать общество, а предлагать и продвигать решения проблем мы не должны», – убежден опытный коллега.

Однако неоднократно утверждалось как практиками, так и теоретиками, что информирующая журналистика в значительной степени уступила место разъясняющей журналистике, что читатель ждет подтверждения собственных ценностных установок, разъяснения актуальных событий, основанного на разделяемой им «картине мира».

Важно не только понять, что мы как журналисты оказываем влияние на общество, но и принять за это ответственность. Сейчас же ссылки на информирующую функцию журналистики воспринимаются как способ от этой ответственности уйти: мы тут ни при чем, мы лишь информируем граждан, а как уж они потом действуют (или бездействуют) – это не наше дело.
В новой рубрике «Проактивная журналистика» мы представим опыт коллег, которые, не отказываясь от информирования граждан, значительное время и силы тратят на конкретную помощь в решении проблем отдельных граждан и местных сообществ, реализуя социально-организаторскую функцию. Сегодня мы обсудим, что подобная активность дает гражданам и редакциям.

Читатели – помощники и активные сторонники

Часто в беседах о социально значимых проектах, о взаимодействии с читателями коллеги из местных СМИ справедливо сетуют на нехватку рук и средств, на сложности с получением информации от чиновников. А ведь именно социальная активность редакций и дает дополнительные руки и средства. Неравнодушные граждане становятся вашими «глазами» и «ушами», поставляют вам эксклюзивную информацию, которая будет интересна многим читателям.

В редакции «Змеиногорского вестника» всего десять человек, но это не мешает ежегодно проводить по 5-7 социальных проектов, некоторые из которых распространяются на весь регион. Это стало возможным благодаря тому, что ряд функций редакция делегировала читателям-активистам.

Сотрудники «Змеиногорского вестника» потратили немало времени на подготовку общественных контролеров, не только научили правильно оформлять обращения в органы власти, но и выработали формат сообщений в редакцию, которого придерживаются информанты: необходимо четко обозначить проблему (адрес, описание), написать, какие шаги предпринимались информантом в адрес ответственных чиновников и специалистов, прикрепить видео или фото, подтверждающие наличие проблемы.

 «Мне доверили организацию и координацию волонтерского движения в районе при Центре добровольчества, который создали при редакции. В этом Центре мы обучали волонтеров, организовали систему быстрой «скорой» помощи землякам, планировали проведение акций, субботников, конкурсов, флеш-мобов и т.д.», – рассказала Наталья Павлова, жительница Змеиногорска.

Как показало наше исследование, причинами участия людей в социальных проектах СМИ чаще все становятся активная гражданская позиция, милосердие, желание быть полезным для своего города или села, удовлетворение от участия в чем-то важном.

Конечно, найти таких неравнодушных и ответственных людей за один день не получится. Но все ресурсы у местных редакций для этого есть.
Ряд редакций сотрудничают с читателями из ветеранских организаций, поручая им коммуникацию с близкими по жизненным и профессиональным установкам сообществами. Несмотря на пенсионный возраст, такие активисты полны энергии и снимают с журналистов ряд задач.

Читатель из ветеранской организации собирал для редакции «Сальская степь» Ростовской области разрешенную информацию из военкомата и от сотрудников администрации, посещающих земляков в зоне военных действий. Информация использовалась для подготовки публикаций и выступлений перед молодежью города на мероприятиях в Доме культуры.
Редакция газеты «Саткинский рабочий» из Челябинской области сотрудничает с Почетным гражданином города Сатки, которая многих знает, поэтому взяла на себя связь по сбору средств и вещей для новогодних подарков для детей-инвалидов.

Помимо благотворительных акций читательница сотрудничает с «Саткинским рабочим» в проведении литературных конкурсов:

«В нашем городе родился писатель Меньшиков, который потом работал в Москве, в «Комсомольской правде» во время войны, издал ряд книг. Мы учредили конкурс его имени к его юбилею. Администрация города подключилась и выделила средства на премии победителям. Недавно еще библиотека и газета провели литературный конкурс «Тридцать три счастья». Появилась электронная книга. Мы увидели, как по-разному люди ценят счастье, это наука для многих – ценить жизнь!».

Большая совместная работа сложилась между редакцией газеты «Наше время» и педагогом-дефектологомиз Зернограда по проведению конкурса школьных музеев.На основе разработанных активистом методических рекомендаций газете легче проводить оценку конкурсантов. Сотрудничество с местной газетой придало самому педагогу уверенности, теперь его подопечные побеждают в исторических конкурсах всероссийского уровня.
Редакции газеты «Земля Кстовская» из Нижегородской области активисты помогали проводить рейды по школьным столовым, когда журналисты работали над проблемой горячего питания учеников. В других проектах активист помогала редакции видеосъемкой, монтажом роликов, поиском партнеров.
Где и как искать активистов?

Каждая редакция местного СМИ находится в потоке информации о жизни и людях своей территории. Нужно только эту информацию собрать, проанализировать, а затем постоянно пополнять и обновлять. Активистами и партнерами редакции могут быть организации и просто неравнодушные люди.

Проанализируйте контакты, имеющиеся в редакции у творческих сотрудников, рекламного отдела, отдела доставки с точки зрения сферы деятельности и интересов, какие точки соприкосновения есть и могут быть с редакцией. Создайте единую базу контактов для всей редакции.

Далее возьмите за практику пополнять эту базу контактами неравнодушных и интересных людей, которые приходят или звонят в редакцию, с кем сводит жизнь журналистов, отмечайте, с чем они обратились в редакцию, чем еще могут быть полезны. Ежемесячно анализируйте эту базу, рассказывайте журналистам, какими людьми из каких сфер она пополнилась.
Кто-то из этой базы поможет редакции оперативно выяснить есть ли вода в микрорайоне, кто-то пришлет фотографию-отчет с ремонтируемой улицы, кто-то расскажет об интересном соседе, кто-то станет экспертом, а кто-то - координатором по сбору средств и вещей погорельцам в его части города. Такие контакты экономят много сил и времени сотрудников местных редакций.

Также существует полезная практика создания паспортов микрорайонов. Назначьте в редакции ответственных сотрудников за разные микрорайоны. Опишите каждый микрорайон вашего города из чего и кого они состоят: организации, предприятия, общественники, сотрудники, интересные люди, эксперты с ФИО и контактами. Назначенные ответственные сотрудники должны регулярно их пополнять и сдавать руководителю СМИ для анализа и включения в единую базу контактов.

На начальном этапе взаимодействия с активными читателями необходимо разработать детальный план с указанием ответственных – штатных и внештатных сотрудников поименно, зоны их ответственности, дедлайнов, контрольных мероприятий. С внештатными партнерами нужно подробно при личной встрече поговорить о том, что они будут делать, попросить их подумать и дать свои предложения. На основе ответов легче понять, правильно ли помощник понял свою задачу.
Зачем СМИ соцпроекты? Мнения читателей

Работа над социальными проектами требует напряжения сил всего редакционного коллектива. Стоят ли эти усилия потраченного времени, должна ли редакция всем этим заниматься? Поэтому мы спросили читателей-активистов – «Должны ли СМИ проводить социальные проекты или достаточно информирования?». Не задумываясь, все ответили, что должны.
Читатели ответили, что местное СМИ не может быть интересным, если не знает боли своих читателей, а такое знание дает совместная работа с читателями над важными для жителей темами.

- «Информацию сегодня можно брать в интернете, а вовлекать в проекты, значимые для наших детей, нашей территории, это очень важно для самой газеты. Мы собираем все наши газеты, ведем подшивки, вместе читаем значимые материалы», Ростовская область.
У читателей по-прежнему остается представление о местных СМИ, как инстанции, которая должна помочь разобраться и решить их проблему.

- «Одно дело просто написать – все прочли и забыли. А другое довести дело до конца, организовать активистов, реально помочь людям. Наш главный реактор очень активная: и к бабушке лежачей ездила, и акции для СВО постоянно организовывает и многое другое, поэтому мы стремимся ей помогать», Нижегородская область.

- «Бывает, что человек на 80 процентов решил какую-то проблему, и наступил стопор, он не знает, что дальше делать. СМИ подключаются и доводят дело до конца благодаря своим возможностям», Воронежская область.

Читатели-активисты также помогают продвижению СМИ, агитируя подписываться на газету.
- «Мы приносим взаимную помощь друг другу. Газета нам – информированием, вовлечением в социальную активность наших семей, а мы им помогаем подпиской, информационными поводами», Ростовская область.

Люди по-прежнему относятся к роли местных СМИ по классику – газета должна быть не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и организатором улучшения жизни своей территории, и многие готовы в этом помогать.

Александр Гатилин
Елена Пивоварова

Материал опубликован в сокращении в журнале Журналист № 2 2024 г.