Новости. Анонсы

В СПбГУ прошла научная конференция «Медиа в современном мире. Молодые исследователи»

Студентка Дарья Вржесинская представила на ней реализуемое на факультете журналистики МГУ исследование “Эффективное взаимодействие НКО и СМИ: актуальные проблемы и перспективные практики”.

Как новые медиа влияют на взаимоотношения журналистов и некоммерческих организаций, эффективны ли традиционные СМИ для задач НКО и что об этом думают сами практики, обсудили участники конференции. Это один из аспектов крупного исследования, цель которого – понять, что мешает сотрудничеству двух сторон, и сделать очередной шаг к его налаживанию.

Исследование продолжается и сейчас находится на этапе проведения опроса, в котором могут принять участие журналисты и сотрудники некоммерческих организаций. Результаты будут представлены на академических и профильных площадках.

Понятие «социальная проблема» возникло в научном дискурсе с появлением в обществе «тенденции видеть и осуждать условия несчастий» и, что важно, «решимости изменить эти условия». Именно методы и процесс решения социальных проблем находились в фокусе внимания социологов, которые видели в исследованиях прежде всего практическую пользу.

Сегодня вопрос эффективного решения социальных проблем также актуален и среди академического сообщества, и среди практиков. Социальные проблемы являются объектом приложения усилий государственных социальных служб и некоммерческих организаций. Так же очевидно отношение к СМИ как инструменту, с помощью которого государственные ведомства и НКО привлекают внимание граждан к существованию проблемных ситуаций, которые требуют решения.

Опираясь на партиципарный подход, рассматривающий коммуникацию как «процесс публичного диалога, который приводит к коллективному выявлению проблем, принятию решений и их внедрению», мы концентрируем внимание на организаторской роли СМИ. Ее задачи выходят за рамки простого информирования и включают взаимодействие с гражданами и непосредственное участие в решении социальных проблем.

Результаты исследований «Оценка внешней среды развития НКО» (2022) и «Общественное восприятие НКО» (2022) показывают, что СМИ, являясь одним из главных каналов освещения и осуществления деятельности НКО, часто закрыты для сотрудничества.

Реализуемое нами исследование «Эффективное взаимодействие НКО и СМИ: актуальные проблемы и перспективные практики» ставит своей целью определить наиболее актуальные проблемы, которые мешают выполнению общей миссии НКО и СМИ, а также изучить существующие стратегии взаимодействия двух институтов на примере реальных кейсов из практики журналистов и представителей НКО.

Для исследования взаимодействия СМИ и НКО нами был выбран метод опроса с использованием аналогичных анкет, который позволит сравнить видение одной ситуации каждой из сторон.

В ходе подготовительного этапа к исследованию были выделены наиболее проблемные аспекты сотрудничества СМИ и НКО и на их основе составлены «идентичные» анкеты для двух групп респондентов, которым предложено оценить 1) востребованность сотрудничества СМИ и НКО, 2) свою удовлетворенность результатами взаимодействия, 3) степень важности государственной поддержки СМИ и НКО путем финансирования их совместных медиапроектов, 4) а также эффективность использования традиционных и новых медиа в решении социальных проблем.

Согласно опросу “Общественное восприятие НКО” (2022; “Циркон”), среди основных источников информирования населения о деятельности некоммерческих организаций первое место занимают СМИ, второе — соцсети и блоги.

Развитие собственных каналов коммуникации – важное направление работы некоммерческих организаций, которые с помощью соцсетей повышают информированность населения о проблеме, привлекают сторонников и с их помощью решают социальную проблему.

Конструкционисты и создатели концепции публичных арен С. Хилгартнер и Ч. Боск отмечают: причина, почему не все негативные явления становятся социальными проблемами заключается в ограниченной пропускной способности публичных арен, в том числе СМИ. Возможности телевидения и радио ограничены эфирным временем, печатных изданий — размером и количеством полос. С этой точки зрения, социальные сети — эффективный инструмент, позволяющий НКО присутствовать в медиаполе, самостоятельно заявлять о социальной проблеме и решать ее.

В рамках подготовительного этапа был проведен пилотный опрос. В нем приняли участие три некоммерческие организации, которые после прохождения опроса дали обратную связь касательно структуры и содержания анкеты. Сейчас исследование находится на этапе проведения опроса двух групп респондентов, его соорганизатором стало Агентство социальной информации.

Промежуточные результаты опроса, в котором на данный момент приняли участие 34 представителя НКО и 30 журналистов. Мы предложили им оценить следующее суждение: “Социальные сети, мессенджеры более эффективны для решения задач НКО, чем традиционные СМИ (ТВ, радио, печать, Интернет-издания)”.

Мнения СМИ и НКО касательно этого вопроса разошлись. Более половины сотрудников НКО (55,9%) с данным утверждением согласны или скорее согласны при условии, что около 11% опрошенных не смогли дать ответ. При этом большинство респондентов-журналистов (56,7%) не отдают приоритет соцсетям в решении задач НКО и считают традиционные СМИ по крайней мере не менее эффективными. Около 13% опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос.

В оценке утверждения “Ваша организация видит больше перспектив и пользы в развитии собственных страниц в социальных сетях, каналов в мессенджерах, чем в развитии сотрудничества с традиционными СМИ (ТВ, радио, печать, Интернет-издания.” мнения НКО разделились практически поровну. 44,1% готовы с ним согласиться. С небольшим преобладанием 47, 1% респондентов не считают его верным в отношении стратегии развития их организации.

Влияние социальных сетей на взаимодействие НКО и СМИ значительно. Мы можем сказать, что тезис о необходимости участия традиционных СМИ в освещение и осуществлении деятельности НКО в в связи с развитием соцсетей стал спорным.



Исследование еще продолжается. Его практическим вкладом станет определение возможных изменений во взаимодействии НКО и СМИ и составление рекомендаций, направленных на увеличение эффективности их сотрудничества, а также создание «сборника» существующих кейсов как примеров удачного взаимодействия журналистов и представителей некоммерческих организаций.

Ранее сайт «МедиАктивист» рассказывал, что начат проект о журналистах, реализующих социальные проекты.