— Что делать семьям из регионов, в которых нет своей программы предоставления лечебного питания тяжелобольным детям, диагноз которых не включен в федеральный перечень?
— Им нужно знать, что впервые в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов в разделах II и V появились строки, касающиеся обеспечения продуктами лечебного питания пациентов, получающих паллиативную медицинскую помощь.
Если такой программы в регионе нет и семье отказывают, то родителям нужно не бояться писать заявление в региональный и федеральный Росздравнадзор, в региональную прокуратуру, чтобы на эти упущения обратили внимание.
— Говоря о развитии системы паллиативной помощи в целом, одни эксперты говорят, что проблема паллиативной помощи в недостатке средств, другие — что государство деньги выделяет, но их нерационально тратят. На ваш взгляд, в чем заключаются проблемы развития паллиативной помощи?
— На мой взгляд, деньги государство выделяет, и в достаточном количестве. Вопрос чаще всего стоит в формировании заявок на местах на обеспечение медизделиями, медикаментами, обезболивающими препаратами и тому подобным. Например, могу сказать по Самарской области: есть больницы, которые делают качественные заявки, учитывая даже самые узкие направления и потребности их пациентов, а есть те, которые делают минимальную заявку даже по обезболивающим препаратам, и их пациенты страдают. То есть зависит от специалистов — насколько они неравнодушны и включены в процесс. Хотя, конечно, есть другие нюансы, над которыми надо работать.
Мы были поражены, когда закупили для маленьких деток и стали привозить родителям отсосы мокроты (аспираторы) на 40 литров. Они занимают полкомнаты, очень громкие, и дети пугаются этих звуков. Такие аспираторы были закуплены по 100 тыс. руб. Да, они хороши для реанимаций, но не для домашнего использования. Не понятно, почему не закупили аспираторы небольшие, стоимостью по 15–25 тыс. руб., и можно было бы на эту сумму купить пять-шесть аспираторов и обеспечить большее количество нуждающихся. Чтобы такого не было, больнице нужно подавать детализированную заявку на приобретение медицинского оборудования.
Пока же наша паллиативная помощь находится в состоянии становления. К сожалению, большинство специалистов — что в медицинской сфере, что в социальной — это как пчелы: приехали, быстро-быстро собрали мед, то есть отчетность, и разлетелись, оставив человека наедине с самим с собой.
Редко человеку рассказывают о развитии его заболевания, сопутствующих состояниях, отвечают на вопросы, просто сидят рядом и молчат. Чтобы подобрать для паллиативного пациента адекватную терапию, которая обеспечит комфортную жизнь, нужно комплексное обследование. Но человеку часто приходится сражаться за правильную помощь.
Еще нужно помнить, что паллиативная помощь — это про поговорить. Врачи говорят с паллиативными пациентами непонятными терминами, по моему убеждению, потому что сами не умеют вести «трудные разговоры».
Сегодняшняя «палочная» система сводит паллиативную помощь на нет, так к кому-то нужно приезжать раз в неделю, а к кому-то — раз в месяц. Не понятно, как складывается оплата врача за выезд к паллиативному больному: у кого-то выезд оплачивается в размере 800 руб., а кого-то — 12 тыс. руб. А эффективность у той же службы, где стоимость выезда врача 800 руб., будет гораздо выше, чем там, где врач получает 12 тыс. руб. С этим нужно разбираться.