Выживут только проактивные?

Почему газеты убьет не цифра, а бесполезность для читателей? В чем уникальность журналистов местных СМИ по сравнению с анонимными локальными пабликами и страницами чиновников в соцсетях? Куда податься активным студентам, стремящимся к конструктивным общественным преобразованиям? Надежда Ажгихина обсуждает эти и другие вопросы с медиаисследователем, координатором журналистских проектов Александром Гатилиным.
- В последние годы возникли новые форматы, о них спорят. Что можно считать основной характеристикой проактивной журналистики? Чем проактивный журналист отличается от коллеги, приверженного журналистике решений?

- Проактивный журналист может не только рассказать о существовании проблемы и представить с помощью экспертов пути ее решения, но и инициировать процессы, которые приведут к общественным изменениям: начать собирать подписи под открытыми письмами, проводить круглые столы, организовывать экологические субботники, координировать сбор помощи малообеспеченным семьям и многое другое.

Безусловно, проактивная журналистика – это теоретический концепт. Основная характеристика – активность. Мы опираемся на идею социолога медиа Ирины Фомичевой, которая указывала на разную степень активности аудитории, при которой потребление информации является ее минимальной степенью. То же можно сказать и про производителей информации, журналистов, – собственно информационный обмен лишь одна из степеней активности в производственной деятельности во взаимодействии с аудиторией и, что для нас принципиально, в решении социальных проблем.

Инициируя общественные преобразования, журналист не только участвует в информационном обмене, но и организует вполне реальную проектную деятельность, направленную на решение проблем граждан и развитие сообществ.

Слишком часто журналисты местных СМИ слышат, что они никакие не журналисты, а собес или НКО. По правде говоря, некоторые федералы тоже слышат в свой адрес подобные претензии или намеренно дистанцируются от активистской деятельности (хотя по факту занимаются ей). Мы стараемся легитимизировать подобную институциональную конвергенцию в академическом поле и отстаиваем право журналистов действовать не только с помощью слова.

- Кто эти «мы», про которых вы говорите?

- В первую очередь, это практики, которые на протяжении многих лет реализуют социальные инициативы. Людмила Кейбол, благодаря которой редакция газеты «Змеиногорский вестник» стала центром общественной жизни небольшой приграничной территории на Алтае. Белла Севостьянова, которая объединяет граждан для помощи осужденным, подопечным дома престарелых и центра реабилитации для детей с ОВЗ. Ольга Фомич, проявляющая заботу о малообеспеченных семьях, о людях, нуждающихся в дорогостоящих операциях, о бездомных животных. Инесса Панченко, многие годы занимающаяся социализацией детей, оставшихся без попечения родителей. Еще несколько десятков активных руководителей и журналистов региональных и местных СМИ входят в наше неформальное сообщество.

Также важно упомянуть наиболее авторитетного российского исследователя социальной журналистики профессора Татьяну Ивановну Фролову. Под ее руководством я и другие коллеги проводим исследования социальной активности журналистов.

- А почему вообще журналисты должны собирать помощь малоимущим и собирать подписи под открытыми письмами?

- Правильнее спросить, почему они этим по факту занимаются. Потому что недостаточно НКО в малых городах и сельских поселениях, недостаточно полномочий или желания у местных властей решать актуальные проблемы. Ну, и сами граждане нередко задают журналистам вопросы: «Зачем вы нужны, если проблемы не решаются?»

Намеренно заостряя тезис, можно утверждать, что нет никакого иного смысла существования редакций местных СМИ, кроме решения проблем граждан, развития местных сообществ. Убьет газеты не цифра, а бесполезность для читателей.
- Много ли таких «буйных»?

- Буйство, конечно, неверная характеристика. Активные руководители и журналисты местных СМИ абсолютно лояльно относятся к государственным органам власти, поддерживают все общенациональные инициативы. Свою задачу они видят в помощи землякам: добиться ремонта дороги, установки светофора, проведения благоустройства, сохранения лесов и т.п. Их не так много, как хотелось бы. Но за каждой (именно женщины в подавляющем большинстве составляют актив местных СМИ) стоят тысячи граждан – как тех, кто нуждается в помощи, так и тех, кто протягивает им руку. Задача нашего сообщества поддержать активных журналистов и распространить их опыт в заинтересованные в социально ориентированной проектной деятельности редакции.
- С развитием социальных медиа граждане напрямую заявляют свои требования, разве нет?

- В идеальном мире – да. Отчасти с развитием интернет-коммуникаций было связано угасание движения гражданской журналистики в США, которое было очень влиятельным в 90-е годы XX века.

В России многое делается для налаживания прямого диалога власти с гражданами. Однако далеко не все эффективно получается. Ремонтируют прорванную трубу, конечно, оперативнее после жалобы в комментариях к посту главы района (а лучше сразу – на странице губернатора), однако сложные проблемы имеют меньше шансов на решение – часто ответственные лица или службы пишут формальные ответы о том, что вопрос принят в работу, что у местных властей нет средств или полномочий для решения заявленной гражданами проблемы. В соответствии с инструкцией все установки вышестоящего руководства выполняются (в течение определенного времени гражданин получает ответ), но достоверных данных о степени удовлетворенности граждан решением обозначенных проблем у нас пока нет. Доходит до комичных ситуаций, когда руководитель региона закрывает возможность оставлять комментарии под своими постами.

Что остается гражданам? Выплескивать негатив в анонимных пабликах во Вконтакте, в каналах в телеграме или в запрещенных сетях. Деанонимизация постов и комментариев, конечно, будет продолжаться, но неудовлетворенность граждан бытовыми проблемами никуда не денется, если их не будут обсуждать и решать, если запросы граждан будут демонстративно игнорировать или имитировать работу с обращениями. Реальная угроза общественному покою – не активность журналистов, а имитация деятельности чиновниками.

Редакции местных СМИ, если берутся за проблемную тему, ведут ее многие месяцы, а зачастую и годы. Шаг за шагом добиваются ответов и действий чиновников, объединяют неравнодушных граждан, если по-другому собрать необходимые ресурсы не получается.
Важно отметить, что представление о местной редакции как о коллективе, работающем только на выпуск еженедельной печатной газеты, давно устарело. Успешные редакции активно представлены в соцсетях и мессенджерах, проводят оффлайн-мероприятия. Главное их отличие от анонимных пабликов и госпабликов в открытости к любым проблемам, которые волнуют земляков, и ответственности за разрабатываемые и воплощаемые пути решения этих проблем. Они круглосуточно на связи с читателями; благодаря разветвленной сети общественных контролеров журналисты оперативно узнают о возникающих проблемах и быстро подключаются к их решению.

А как относиться к проведенной журналистом работе, которая не нашла воплощения ни в тексте в газете, ни в публикации в соцсетях? Таких ситуаций немало – журналист получает обращение читателя, по своим каналам начинает разбираться (на что иногда уходит много времени и сил), благодаря чему ситуация благополучно разрешается и автор обращения просит не предавать историю публичности. В нашем понимании это тоже важная работа, которая, правда, никак не прописана ни в профессиональных стандартах, ни, естественно, в должностных инструкциях.
- Журналистская этика требует беспристрастности. Активист участвует в решении проблем непосредственно. Как этот конфликт может быть разрешен? Нужно ли вносить коррективы в кодексы этики?

- Как мне представляется, абсолютная ценность для журналиста – общественное благо. И напоминать об этом нужно скорее не сотрудникам СМИ, а учредителям изданий. Часто приходится слышать, что газета должна работать на имидж власти и не допускать проблемных публикаций. Руководители местных СМИ не первый год указывают на то, что показатели рейтингов в вышестоящих кабинетах в глазах некоторых чиновников затмевают интересы граждан.

Беспристрастный подход к рассмотрению альтернатив решения актуальный проблемы должен сохраняться. А вот степень активности, вовлеченности в выработку наиболее эффективных решений и их реализацию может быть разной: кто-то вообще отмахнется от сложной темы, кто-то напишет заметку, а кто-то проведет круглый стол, возможно, социологическое исследование.
Журналист не должен быть ангажированным лоббистом. И это касается не только продавливания интересов бизнеса или власти. Журналист не может и не должен слепо верить представителям тех или иных неформальных сообществ, общественных объединений, которые убеждают его в абсолютной верности собственных решений. Журналист не может преследовать личные интересы с помощью имеющегося у него доступа к тем или иным чиновникам, ресурсам.

Журналисты местных СМИ сталкиваются с теми же проблемами, что и читатели: ходят по тем же улицам, посещают те же поликлиники, отводят детей в общие для всех образовательные учреждения. Они погружены в проблемы земляков, что накладывает и серьезную ответственность за работу с темой: обратную связь от читателей журналист в малых городах и сельских поселениях получает моментально, в день выхода газеты или публикации статьи на сайте. Достаточно пройтись по улице, зайти в магазин или на собственную страницу в соцсети.
Вы правы, способность отстраняться от значимых и для вас лично проблем, способность услышать и представить другую точку зрения как были базовыми профессиональными качествами, которыми должен обладать журналист, так и остаются.
- Зачем было создано сообщество «МедиаАктив»?

- Мы уже больше пяти лет проводим межрегиональные журналистские проекты, обмениваемся опытом. Все делается на общественных началах. Потенциал намного больше – будем регистрировать некоммерческую организацию, подавать заявки на гранты. Убежден, что с жителями малых городов и сельских поселений никто не может так же эффективно работать, как журналисты местных СМИ (в случае, если они активны и пользуются доверием граждан). Будем развивать имеющийся ресурс для решения актуальных проблем и развития местных сообществ.

Важной особенностью долгосрочной активности редакций совместно с заинтересованными гражданами становится формирование элементов гражданского общества, развитие гражданских компетенций. Что подтверждается и убежденностью президента РФ Владимира Путина, который в одном из выступлений высказал уверенность в том, что без нормальной работы СМИ мы гражданское общество не построим.


- А зачем нужно объединяться, если и так активные журналисты приносят пользу своим землякам?

- Помимо обмена опытом на тематических конференциях и фестивалях важным направлением совместной работы считаем разработку обучающих онлайн-курсов, которые могут быть доступны как студентам, так и опытным практикам, которые тоже найдут для себя полезные теоретические знания и практические лайфхаки. Вижу востребованность таких форматов каждый год в ходе финальных мероприятий конкурса «Семья и будущее России». Со всей страны приезжают более 100 журналистов, освещающих социальную тематику и в течение трех дней с утра до вечера с удовольствием и интересом обмениваются опытом, заводят знакомства, договариваются о сотрудничестве.

Не менее важным направлением совместной работы считаем поддержку руководителей и журналистов региональных и местных СМИ, которые продолжают работать во благо граждан, а не ради имиджа чиновников.

Но все же главный синергетический эффект мы получаем, когда объединяемся для изучения состояния той или иной проблемы в разных регионах России. Семь лет назад мы собрали пронзительные истории матерей детей с ДЦП и убедительно доказали неэффективность действующей системы реабилитации и абилитации детей с ДЦП (что практически сразу после публикации сводного материала в журнале «Русский репортер» подтвердили профильные эксперты). Сейчас журналисты 17 редакций из 13 регионов России объединились, чтобы выяснить, насколько доступна паллиативная помощь жителям малых городов и сельских поселений. Таких проектов будет больше и, надеюсь, они помогут в решении актуальных для наших граждан проблем.
- Насколько подобная активность интересна молодежи?

- Многие студенты в растерянности, куда пойти работать, если хочешь конструктивно влиять на общественные процессы. Мы готовы учить, помогать, предлагать участвовать в социальных проектах. Начинаем, конечно, с простых проектных задач. Например, к 270-летию МГУ журфак подготовил специальные выпуски газеты «Журналист», посвященные различным факультетам. Мне со студентами из 215-й группы выпала честь рассказать о факультете почвоведения. По сути, для ребят это был первый опыт проектной деятельности – нужно было создать продукт, который был бы интересен целевой аудитории (в нашем случае – абитуриентам факультета почвоведения). Мы поставили цель проявить душу этого сплоченного сообщества. Как представляется, это получилось. Пусть создание спецвыпуска газеты – это минимальная степень активности, но для первого шага в профессии вполне ответственная. Другой социальный проект успешно реализуется в партнерстве с Агентством социальной информации – рубрика «Медиаактивисты», в которой публикуются студенческие интервью с опытными практиками проактивной журналистики. Летом этого года мы планируем молодежную исследовательскую экспедицию в Змеиногорск, чтобы изучить опыт работы Людмилы Кейбол и ее коллег.

- А кто будет финансировать эту активность?

- Сейчас основное финансирование социальных проектов СМИ так же, как и НКО, идет через гранты государственных и частных фондов. Краудфандинг на журналистские проекты пока не развит. Хотя на исследовательскую экспедицию нам удалось собрать почти всю необходимую сумму – спасибо неравнодушным гражданам, которые видят ценность в развитии проактивной журналистики.

Планируем искать партнеров и среди коммерческих организаций, которые заинтересованы в развитии отдельных территорий или вовлечении граждан в те или иные социальные проекты. Наша уникальная особенность – прямая и доверительная коммуникация с жителями так называемой «глубинной России», до которой не могут по-серьезному добраться ни социологи, ни политтехнологи, ни пиарщики корпораций.
- В проектной логике, которую вы отстаиваете, каким вы видите результат своей работы?

- В изменении в долгосрочной перспективе критериев эффективности работы редакций местных СМИ: не цитирование чиновников, а результативная помощь гражданам. В увеличении числа проактивно действующих редакций и отдельных журналистов. В изменении профессиональных стандартов и в создании проектно-ориентированных учебных курсов. И самое главное – в осознании и в ощущении гражданами способности и возможности участвовать в общественных преобразованиях, в повышении уровня социального оптимизма и снижении поляризации общества.

- Проактивная журналистика – спасение профессии, путь к доверию аудитории, возможность сотрудничества во имя добра?

- Одна из журналисток, участвовавшая в нашем проекте «Идеальная Россия? Представь!» сказала, что подобные инициативы возвращают ей веру в профессию. Мы не претендуем на исключительность, уникальность. Просто хотим поддержать тех журналистов в регионах, которые несмотря на всё бОльшие ограничения продолжают работать во благо людей. Наша инициатива – стремление дать новый импульс развитию человекоцентричной журналистики, ориентированной на решение повседневных проблем граждан и развитие местных сообществ.